Перед каждым ТО владельцы мототехники задаются вопросом какие тормозные колодки поставить на свой мотоцикл или квадроцикл? По большому счёту вариантов два: беспроигрышный оригинал или аналог. Но оригинал в наше время стоит или неоправданно дорого или его вообще трудно найти на некоторые марки мототехники. Среди аналогов выбор тоже не слишком богат. Если брендов, производящих тормозные колодки для автомобилей сотни, от именитых BREMBO, TRW, FRODO и т.п. до китайских NO NAME, то производителей колодок для мотоциклов можно пересчитать по пальцам, при этом доступность их на рынке ограничена в связи с уходом некоторых брендов.
Как правило при выборе колодок мы исходим из двух критериев: цена и качество. С ценой всё понятно, чем дешевле найдём, тем лучше, но как определить качество? Главный критерий – собственный опыт. Если я ставил, например TRW и меня всё устроило – буду искать TRW. Тоже не так доступно, как раньше, но найти можно. А если переходить на другой бренд? Конечно, спрошу у братьев мотоциклистов. У каждого свой опыт эксплуатации, свои предпочтения. Всё субъективно, но какое-то представление для себя сформировать можно. Тем не менее критерии выбора никуда не деваются. Какие?
- Стоимость
- Эффективность
- Долговечность
- Комфортность (меньше шума, и пыли)
- Щадящее взаимодействие с тормозным диском
Очевидно, что эксплуатационные характеристики напрямую зависят от используемого в производстве фрикционного материала. Как разобраться с этим? Что нужно именно мне? Ту всё зависит от мотоцикла и условий эксплуатации. Попробуем разобраться.
Рассмотрим такие типы фрикционных материалов используемых при производстве тормозных колодок для мотоциклов как:
- Минеральные
- Синтетика
- Керамо-органика
- Полусинтетика
Минеральные
Колодки для тормозной системы с фрикционами на основе минеральных компонентов для мотоцикла отличаются универсальностью. Такой вид фрикционов очень популярен среди легких городских мотоциклов и скутеров с объемом двигателя до 150-250 куб.см. Подкупает не только доступность, невысокая цена, но и отличные эксплуатационные качества, которые приобретает техника после установки новых расходников. Тормозные колодки быстро притираются, что позволяет использовать технику по назначению на максимальных нагрузках практически сразу после проведения регламентированного технического обслуживания. Быстрое схватывание – это плюс к надежности и безопасности. Тормозные колодки с фрикционными накладками из минеральных компонентов обладают повышенной стойкостью перед высокими температурами.
Минеральные тормозные колодки отлично схватывают в самом начале торможения, плюс они тише синтетических аналогов. Если вам не нравится, как шумят тормоза вашего мотоцикла, покупка тормозных колодок с фрикционами на минеральной основе – это выход. Если Вам приходится ездить по грязным, пыльным и мокрым дорогам, тогда Ваш выбор – это минеральные тормозные колодки.
Синтетика
Один из самых покупаемых видов изделий для агрессивной среды использования (грязь, лужи, эндуро, кросс) являются тормозные колодки на синтетической основе.
Синтетические колодки изготавливаются из твердых металлсодержащих ингредиентов. Их спрессовывают под большим давлением и запекают в печи при высокой температуре. Часто такие колодки называют «спечёнными». Главным плюсом синтетических тормозных колодок является их способность эффективного торможения при более высокой температуре, чем аналоги на органической основе, они эффективнее работают в агрессивной среде и в целом обладают более продолжительным эксплуатационным сроком службы.
Синтетические колодки обладают низким уровнем шума. Важно то, что данный тип тормозных колодок будет изнашивать тормозной диск (в пределах 0,01 мм на 1000 км). Также плюсам являются: стабильно высокий коэффициент трения при любой рабочей температуре и скорости; высокая способность восстанавливать эффективность торможения мотоцикла, квадроцикла сразу после чрезмерного нагрева; Тормозные колодки с синтетическим фрикционом не только не издают лишний шум, но и освобождают технику от лишних вибраций, что способствует комфортному управлению мотоциклом; тщательно проработанный фрикцион защищает суппорт от перегрева и не допускает его блокировки и разрушения, как в случае с медными колодками. Синтетические тормозные колодки – отлично подойдут для квадроциклов, кроссовых и эндуро мотоциклов. Их устанавливают преимущественно на технику, которую эксплуатируют в мокрую и грязную погоду. Они эффективнее работают на длинных спусках. С ними вы ощутите исключительный комфорт, получите от техники требуемую безопасность и надежность даже в случае ее эксплуатации на предельно высоких нагрузках.
Керамо-органика (Ceramic-Organic)
Название керамо-органика тормозные колодки получили из-за особых технологий производства, при котором удалось совместить два разных типа фрикциона и взять из каждого наиболее сильные стороны. При производстве керамо-органических колодок под давлением металлосодержащий состав в точно вымеренных пропорциях смешивают с керамикой. После чего готовую смесь запекают в печи с высокой рабочей температурой. Эти колодки содержат смесь разных компонентов. Один материал на одной температуре может работать неэффективно, тогда его «подменяет» второй материал, работающий в заданном диапазоне в разы эффективней.
Керамо-органические тормозные колодки способствует бесшумной работе тормозной системы, предотвращают перегрев дисков, продлевая их эксплуатационный срок службы. Преимущества применения на технике таких колодок ощущаются сразу после их установки: коэффициент трения остается постоянным в разных температурных режимах. Отсутствие железосодержащих сплавов позитивно сказывается на ресурсе тормозных дисков – с колодками, у которых фрикционы из керамо-органики, они служат на порядок дольше.
Преимуществами керамо-органических колодок являются: отменная реакция на нажатие тормоза, не изнашивают тормозные диски, они способны выдерживать высокие нагрузки и температуры, не издают лишних шумов, нивелируют вибрации. Важный показатель тормозных колодок – диапазон температур, в которых они наиболее эффективны. Они не требуют предварительного разогрева, чтобы они стали работать на полную мощность.
Это универсальные тормозные колодки, которые вы можете установить на спортивный байк или мотоцикл для поездок по городу.
Полусинтетика
Полусинтетические тормозные колодки сочетают в себе все лучшие качества органических колодок наряду с износостойкостью синтетических. Тормозные колодки с фрикционными накладками на полусинтетической основе служат дольше, чем любые другие. В спеченном материале этих тормозных колодок содержится медь, что обеспечивает долгий срок службы. При этом они продлевают срок службы тормозных дисков.
Другим их достоинством является то, что они обладают низким коэффициентом теплопередачи, имеют почти нулевой уровень шума. Они обеспечат превосходное тормозное усилие, им характерна низкая передача тепла на суппорт тормозной системы. Это важно, чтобы в процессе торможения не возникла неисправность в тормозной системе.
Полусинтетические тормозные колодки для мотоцикла отличаются универсальностью и подходят мотоциклам от 400 куб.см. как дорожным, так и спорт-туристам, туристам, мотардам, круизерам и турерам.